Вячеслав Стекольщиков "Восьмидесятое лето"

Вячеслав Стекольщиков "Восьмидесятое лето"

Параметры

Дата: 26.11.2018 - 08.12.2018
Адрес: Галерея живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20

26 ноября 2018 года в Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 открывается выставка члена-корреспондента Российской академии художеств, Народного художника России Вячеслава Константиновича Стекольщикова, посвящённая его юбилею.

Пройдя по центральной улице Москвы, с её характерным ритмом мегаполиса, переступив порог зала, зритель ощутит умиротворяющую атмосферу русской провинции, животворящую силу природы. Большая часть работ написана в древнем Борисоглебе Ярославской области. Кажется, что художник всегда здесь жил, однако, он – коренной москвич. С 1950 по 1957 год автор учился в знаменитой Московской средней художественной школе при Академии художеств. В 1957 году поступил и в 1963 году окончил Суриковский институт. А далее – участие в выставках, конкурсах, поездки по стране, за границу. Привезённые из странствий работы имели широкое признание. Трудно перечислить все награды, полученные художником. Будучи прекрасным рисовальщиком, автор был особо успешен в жанровых композициях. Они были наполнены советскими людьми, созидавшими жизнь огромной страны. Однако, путешествие на Камчатку и далее на Командорские острова в августе 1978 с женой – художником Младой Финогеновой и 12-летним сыном Антоном стало для него поворотной точкой. Вернувшись из поездки, он покупает в Борисоглебе дом, в котором подолгу живёт с семьей, пишет его окрестности. Это дало художнику особый повод для раздумий о состоянии современного искусства и судьбе России. В работах автора Борисоглеб почти безлюден, но вся обстановка наполнена образом жизни, где люди живут на земле, где жильё почти вплотную подходит к храмам, где быт сочетается с молитвой. Этот уклад жизни стал разрушаться после революции. Курс на индустриализацию страны в конце 1920-х, столь необходимой для будущей победы в Великой Отечественной войне, имел и оборотную сторону, породив отток населения из малых городов, разрывалась многовековая связь с православной верой.

В конце 1980-х годов в определённой части общества уже назревала потребность чётко обозначить корневую основу русской культуры. Вячеслав Константинович стал во главе группы художников-единомышленников, образовавших в МОСХе объединение «Русская живопись».

О себе автор пишет: «Почему в наше тревожное время я взялся говорить именно о пейзаже, а не о жанровой картине, которая лучше или яснее может выразить отношение к происходящим событиям? Прежде всего, делаю это потому, что сам люблю пейзаж и отдаю ему предпочтение в своей живописи, а главное, потому, что убеждён: именно сегодня мы нуждается в целебных свойствах искусства. А пейзаж обладает самыми разнообразными, таинственными средствами по пути исцеления. Потому что именно сейчас нам нужно уйти от временных страстей, причиной и объектом которых является сам человек, и обратиться к вечным истинам Божественного мира, частью которого нам следует себя осознать. Я употребил слово «Божественный» с большой буквы, потому что нет точнее и красивее по смыслу слова, выражающего высшую красоту и гармонию».

Московская школа живописи вбирает в себя много направлений. Однако, автор в своём творчестве продолжает определённую, а именно реалистическую традицию. Прожив долгую и плодотворную жизнь в искусстве, много размышляя, он своим внутренним оком обратился к тому, на чём был воспитан, учась в знаменитой МСХШ напротив Третьяковской галереи. Живописец говорит: «Я давно задумывался над тем, что общего в творчестве столь разных художников, составляющих коллекцию, и только недавно понял: всех их объединяет Православное мировоззрение. Именно это восприятие мира определяет русское искусство, и только это делает Третьяковскую галерею национальной!»

В. Стекольщиков пишет о своём методе художника–реалиста: «Я как лозоходец, движимый поисками невидимого источника, брожу в поисках места, в котором начинается для меня творческий процесс. В этом процессе писание с натуры лишь видимая часть работы, а главное – размышление, порой уводящее за пределы изображаемого. Находясь в этот момент в диалоге с живой природой, с реальным объектом изображения, я одновременно нахожусь во власти живой и близкой мне музыки, поэтому и сам будто превращаюсь в некий инструмент, соединяющий всё это в изображении. Мне ближе вертикаль размышлений, когда зрителю представляется возможность самому ощутить связь земного с небесным, и он может испытать радость восхождения в духовную высь».

Борисоглеб, представленный всеми временами года и суток, реален и загадочен. И даже, если Вы там никогда не были, увидев его любящими глазами художника, Вы ощутите его своей малой родиной, а себя – частью великого русского народа, история которого, при всех её непростых поворотах, имеет свое твердое основание в православной культуре.

/Елена Лисенкова/